Wi-Fi и фемтосоты в борьбе с трафиком

17.12.2012

Объем мобильного трафика в России с 2011 г. по 2016 г. вырастет более чем на порядок (до 3160 Пбайт). Проанализировав мировой опыт, исследователи J’son & Partners пришли к выводу, что для разгрузки базовых сетей 2G/3G необходимы дополнительные мощности, которыми становятся точки Wi-Fi и фемтосоты. Однако в России развитие публичного Wi-Fi тормозят административные меры: пошлина на использование частот под Wi-Fi выше из-за "неперспективности" этой технологии. Ограничения при использовании фемтосот Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) планирует снять на ближайшем заседании.

Уже сейчас мобильный трафик передачи данных приводит к перегрузке сетей в крупных российских городах и, как следствие, к неудовлетворительному качеству связи, отмечают аналитики J’son & Partners Consulting в исследовании "Mobile Data Traffic Offload: мировой опыт разгрузки сетей мобильного ШПД". По оценке компании, в 2011 г. суммарный российский трафик мобильной передачи данных достиг отметки в 247 Пбайт, увеличившись более чем в три раза по сравнению с 2010 г. "По нашим прогнозам, этот показатель увеличится за период с 2011 г. по 2016 г. в 12,8 раза – до 3160 Пбайт, - пишут аналитики. - При этом доля мобильного трафика в России составит 2-3% от совокупного мирового трафика мобильной передачи данных".

"В последние годы мы действительно наблюдаем значительный рост трафика в мобильных сетях, - кивает пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина, - и, безусловно, трафик дальше продолжит расти". "Мы ожидаем, что в следующем году трафик вырастет примерно в два раза", - добавляет пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. "По нашим прогнозам, ежемесячный суммарный трафик 2G/3G/LTE в Москве вырастет почти в пять раз к концу 2013 г., и эта динамика едва ли снизится в ближайшие годы", - соглашается в свою очередь представитель PR-департамента ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников.

Резкий рост трафика "в немалой степени обусловлен бумом продаж смартфонов и планшетных ПК", констатируют в J’son & Partners. "Продажи этих устройств растут стремительными темпами, а они создают дополнительную нагрузку на мобильные сети, - пишут аналитики. - По прогнозам J’son & Partners Consulting, суммарные продажи смартфонов к 2015 г. превысят 20 млн устройств, или около 2% от мировых продаж. Параллельно будет происходить и активный рост продаж планшетных ПК: продажи этих устройств в России в 2011 г. увеличились в пять раз, до 1,1 млн штук, и к 2015 г. достигнут 5,8 млн. Увеличение количества смартфонов и планшетных ПК (в том числе со встроенным модемом 3G/4G) и последующее за этим лавинообразное нарастание трафика заставляют операторов искать способ разгрузить сети, чтобы голосовые сервисы и сервисы передачи данных работали с приемлемым качеством".

"В целом операторы используют различные стратегии разгрузки мобильного трафика", - подытоживает J’son & Partners. По данным компании, несмотря на существующие недостатки Wi-Fi – к которым относится, в частности, сложность авторизации, плохая защищенность данных и неустойчивость сигнала, - мобильные операторы активно внедряют эту технологию для разгрузки трафика. Самое большое количество точек доступа Wi-Fi в мире зафиксировано у оператора Free (Франция) - 4 млн. При этом соотношение базовых станций и точек доступа Wi-Fi у этой компании составляет 1:4000. В пятерку лидеров входят также China Mobile (2,83 млн) и Softbank (0,27 млн), а также KDDI и Korea Telecom (по 0,1 млн)".

"Популярность использования Wi-Fi среди пользователей смартфонов растет из года в год и к настоящему времени достигла существенных величин. Например, в Южной Корее потребление трафика через Wi-Fi (по времени нахождения в сети и объему трафика) составляет около 50%", - указывается в исследовании. "В эту цифру включены как публичные точки доступа Wi-Fi, так и "домашние" сети", - пояснил репортеру ComNews руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Виталий Солонин. При этом четверть всех домохозяйств в мире в настоящее время имеют развернутые сети Wi-Fi, в 2016 г. их количество достигнет 42%. В странах-лидерах (Южная Корея, Великобритания и Германия) этот показатель превышает 70%. "В России проникновение Wi-Fi в частном секторе ниже среднемирового уровня – 22,9%", - констатируют аналитики J’son & Partners.

Активно для разгрузки базовых сетей мобильного доступа операторы внедряют и фемтосоты. "AT&T, обладая достаточно масштабными сетями Wi-Fi и фемтосотами, комбинирует платный и бесплатный доступ по Wi-Fi, а пользователям пакетов услуг предоставляет значительные скидки на оборудование фемтосот (точку доступа), - иллюстрируют свое утверждение в J’son & Partners. - Verizon в отличие от своего конкурента не использует широко Wi-Fi для разгрузки мобильного трафика. Оператор считает, что Wi-Fi имеет ограниченное применение в сценариях для разгрузки трафика макросетей и делает акцент на фемтосотах".

"В России рынки Wi-Fi и фемтосот по сравнению с передовыми странами развиты очень слабо. Одна из причин связана с проблемами регулирования. Так, с января 2012 г. вступил в силу приказ Роскомнадзора, устанавливающий плату за спектр исходя из новой методики, разработанной Минкомсвязи. Эта методика не относит Wi-Fi к "перспективным технологиям", поэтому плата за частоты для Wi-Fi установлена более высокая", - отмечается в исследовании J’son & Partners.

"Для уличных Wi-Fi летом введен понижающий коэффициент", - парирует пресс-секретарь Министерства связи и массовых коммуникаций Екатерина Осадчая.

"Мы рассматриваем технологии Wi-Fi и Femto Сells как дополнительную возможность разгрузки трафика данных, но все-таки ключевыми остаются решения более традиционные, такие как пико- базовые станции, базовые станции с распределенной антенной системой и, конечно же, оптимизация сети", - сказал ComNews вице-президент технического блока "ВымпелКома" Игорь Парфенов.

"Сейчас правильнее говорить об использовании Small Cells (маленькие соты – пикосоты и микросоты), которые, например, могут размещаться на различных объектах городской инфраструктуры (столбы освещения, остановки общественного транспорта и т.п.). Однако в России, в отличие от многих других стран, не предусмотрено возможности упрощенной установки Small Cells", - соглашается Юлия Дорохина.

"С учетом того, что сейчас около 70% мобильного трафика генерируется внутри помещений, МТС, помимо развития сети внешних базовых станций, также делает акцент на строительстве систем для обеспечения качественной связи в помещениях. За счет специальных indoor-решений мы можем предоставить качественную связь именно там, где она востребована: в крупных бизнес-центрах, музеях, театрах, на стадионах - местах плотного сосредоточия людей", - добавляет Дмитрий Солодовников.

"Что касается фемто- и пикосот, то мы сформулировали и вынесли на Госкомиссию по радиочастотам требования для сдачи их по упрощенной схеме без регистрации", - рассказывает Екатерина Осадчая. Речь идет о пункте 2 повестки согласительной комиссии, предшествующей заседанию ГКРЧ, - об использовании радиочастот маломощными радиоэлектронными средствами в полосах 791-862 МГц, 890-915 МГц, 935-960 МГц, 1710-1785 МГц, 1805-1880 МГц, 1920-1980 МГц, 2010-2025 МГц, 2110-2170 МГц и 2500-2690 МГц. "Понятно, что применение маломощных ретрансляторов и маломощных базовых станций позволит существенно улучшить качество услуг мобильной связи в местах с неустойчивым сигналом, - поясняет Екатерина Осадчая из Минкомсвязи, - при этом операторы получают возможность не тратить время на административные процедуры по получению радиочастот, поскольку для такого рода РЭС достаточно будет только их зарегистрировать".

"Мы приветствуем это решение, поскольку оно фактически дает возможность обеспечивать покрытие сетями, работающими на основе современных технологий в помещениях в рамках уведомительных процедур, что значительно упрощает развертывание сетей и сокращает срок их сооружения", - говорит Дмитрий Солодовников из МТС. "В случае принятия этого решения ГКРЧ операторы смогут использовать не только фемтосоты для UMTS 2100, но и для LTE 2600", - уточняет Юлия Дорохина.

"Была проведена большая исследовательская работа в заданных диапазонах, и там маломощные РЭС смогут работать с максимальной мощностью, не мешая РЭС военного назначения. В остальных диапазонах дозволенная мощность будет минимальной, так как исследований не было. При этом принято решение провести научно-исследовательские работы, до конца I квартала 2013 г., по остальным диапазонам частот. По результатам будут выработаны комплексные рекомендации", - поясняет Екатерина Осадчая.

В министерстве видят и еще один путь решения проблемы - расширение доступного спектра для БШПД. "Изыскиваем еще ресурс", - говорит Екатерина Осадчая.

"Работа по конверсии радиочастотного спектра активно ведется, - подтверждает Юлия Дорохина. - Сейчас основной проблемой является недостаток частот, большая часть которых занята Министерством обороны. По итогам конкурса на LTE, прошедшего в июле, операторам были выделены полосы частот, на расчистку которых может потребоваться, по разным оценкам, до 100 млрд долл.. Ограничения, накладываемые при использовании частот, во много сдерживают развитие сетей".

"Для того чтобы обрабатывать постоянно растущие объемы трафика, МТС активно развивает ВОЛС - только в этом году мы построили 25 тыс. км оптических линий по всей России. В Москве МГТС строит транспортную инфраструктуру GPON, которая также используется для подключения базовых станций. Одновременно МТС развивает стандарты связи HSPA+ и 4G, обеспечивающие доступ к высоким скоростям передачи данных. В дальнейшем важным этапом развития сетей станет внедрение стандарта LTE Advanced, который позволит наиболее эффективно использовать части радиочастотного спектра, которые есть у операторов", - заключает Дмитрий Солодовников.

 

Источник: ComNews


ПАРТНЁРЫ АССОЦИАЦИИ
ALTWeb Group - комплексный интернет-маркетинг, программное обеспечение, графический дизайн.
ALTWeb Group
  • разработка сайтов
  • поисковое продвижение сайтов
  • Social Media Marketing
  • контекстная реклама
  • медийная реклама
  • комплексный маркетинг
  • полный анализ сайта
  • аренда сайтов
  • системная интеграция
  • инвестирование
PROMOpark - cистема мониторинга позиций в поисковых системах. Анализ поискового трафика
PROMOpark «Диспетчер»
  • настраиваемый мониторинг позиций сайта
  • удобные группировки и сортировки
  • экспорт в Excel, E-mail-рассылка отчетов
  • скрипт для вывода отчетов на своем сайте
  • финансовый отчет о фактической стоимости продвижения
  • задание регионов для мониторинга позиций сайта
  • мониторинг параметров сайта (индексация, тИЦ, PR)
  • гостевой доступ для клиентов оптимизатора
  • внешний API для использования в своих приложениях
SeoLiB – это он-лайн сервис по анализу позиций сайта в поисковых запросах и SEO–планированию
Функционал SeoLiB
  • проверка позиций сайтов по любому количеству ключевых фраз в поисковых системах
  • максимальная глубина результатов выдачи — 500 позиций
  • мониторинг изменений количества проиндексированных страниц в Yandex/Google
  • отслеживание количества обратных ссылок на сайт
  • определение страницы в выдаче
  • анализ внутренних факторов сайта
  • экспресс-анализ сайта
SEOzavr.ru — Сервис для размещения постоянных ссылок, статей, обзоров с разовой и посуточной оплатой
Возможности SEOzavr

для рекламодателей

  • максимально автоматизированная работа
  • быстрый старт и высокая эффективность
  • большая аудитория и социальный траффик
  • трастовые SEO-ссылки для поисковиков

для вебмастеров

  • максимальный доход с сайтов и социалок
  • возможность полной автоматической работы
  • готовое решение для CMS и социалок
  • наполнение сайтов и соцмедиа контентом
Полиция Сайтов – сервис для тестирования юзабилити коммерческих сайтов и интернет-магазинов
Функционал Sitepolice
  • проверка удобства использования сайта
  • получение разносторонней оценки качества дизайна
  • участие персонального аудитора
  • поиск решений для улучшения продающих качеств и уровня конверсии
  • выявление ошибок и проблем, с которыми могут столкнуться посетители
  • предоставление конкретных предложений по улучшению работы сайта
Web2Win – обучающий проект для профессионалов, которые интересуются интернет-маркетингом
Темы проекта
  • как сделать сайт удобным и продающим
  • как направить рекламный бюджет на целевых клиентов
  • практический опыт продвижения
  • эффективность интернет-сайтов и рекламы
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
Получите признание и официальный статус профессионала интернет-маркетинга!
  • объединение усилий и координация деятельности

  • повышение качества продуктов и услуг

  • взаимодействие с государственными органами управления

  • развитие технологий интернет-маркетинга и веб-разработки

  • повышение инвестиционной привлекательности

  • достижение высокого уровня профессиональной компетенции